Главная   Об Управлении   Документы   Программы и проекты   Деятельность   Подведомственные учреждения   Интерактивные сервисы
  О сайте  Карта сайта   Полезная информация   Медиа   Контакты  Google+

Направления деятельности

 

Планы и мероприятия

 

Публичный доклад

 

Муниципальные услуги в сфере образования

 

Информатизация образования

 

Дополнительное образование

 

Воспитание и молодежная политика

 

ОРКСЭ

 

Совершенствование кадрового состава

 

Конференции, семинары

 

Обеспечение безопасности

 

 

 

 

Дискуссионный клуб Минобрнауки России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль образовательных организаций в решении актуальных проблем воспитания несовершеннолетних

 

«Роль образовательных организаций в решении актуальных проблем воспитания несовершеннолетних» RTF  ppsx

 

Чуть больше года тому назад, в День защиты детей Президент Российской Федерации подписал Указ об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В феврале 2013 года утверждена Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области.

 

 

Впервые на высшем уровне сформулированы цели, задачи, направления деятельности и, что очень важно, первоочередные меры по решению наиболее актуальных проблем детства. Стратегии опираются на понимание последствий глобальных изменений российского социума и феномена детства как ресурса развития страны, необходимости создания успешной модели социализации сегодняшних и будущих поколений детей.

 

Социализация человека процесс превращения биологического индивида в социального субъекта, его интеграции в общество,  в различные типы социальных групп и структур посредством активного усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

 

При его прочтении ловишь себя на мысли, что это определение имеет много общего с понятием «воспитание». Так что же «социализация» и «воспитание» - равнозначные понятия? В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые появилось единое определение понятия «воспитание», чего не было прежде. Познакомьтесь с ним на слайде.

 

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,  создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,  духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

 

Таким образом, воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленный и сознательно контролируемый.

 

Впервые в Стратегиях социализация и воспитание рассматриваются как целостный целенаправленный процесс взаимодействия детей и взрослых (педагогов, медиков, специалистов социальной работы, системы правосудия), как комплексная система социально-педагогической, психологической, медико-социальной, правовой, другой необходимой поддержки в процессе самовоспитания и жизненного самоопределения детей.

 

Сегодня воспитательная ситуация и положение детства в стране остаются сложными и противоречивыми. Во всех из шести основных направлений реализации Стратегий предусмотрено участие (в большей или меньшей степени) школы, как самого массового образовательного института, и учреждений дополнительного образования, так как они располагают высоким воспитательным потенциалом и, что немаловажно опытом.

 

Рассмотрим общие тенденции состояния воспитания в наших образовательных учреждениях в рамках ключевых направлений государственной образовательной политики. С подробным анализом итогов воспитательной работы по школам и учреждениям дополнительного образования детей за прошедший учебный год вы будете ознакомлены в учреждениях в сентябре. Сегодня поговорим об общих проблемных тенденциях.

 

Залогом стабильности государства и интеграции населения страны является формирование гражданской идентичности, что подразумевает осознание принадлежности к сообществу граждан государства (общее историческое прошлое, язык, культура, переживание совместных эмоциональных состояний) и консолидацию интересов, взглядов, отношений субъектов для достижения общих целей.

 

Основные направления воспитания гражданской идентичности учащихся практически накладываются на направления воспитательной работы учреждений. Обобщение анализов воспитательной работы школ за прошедший учебный год показывает приоритетность выбора направлений воспитательного воздействия, системно или нет они реализуются.

 

На слайде мы видим, что в планах образовательных учреждений в приоритете - патриотическое направление и профилактика асоциальных явлений, но больше всего воспитательных программ создано в школах по патриотическому и физкультурно-оздоровительному направлениям. Из общешкольных мероприятий чаще всего проводились мероприятия патриотической и духовно-нравственной направленности, а объектами внутришкольного контроля в большей степени становилась деятельность по физкультурно-оздоровительному направлению и профилактике асоциальных явлений.  Больше всего школьники принимали участие в художественно-эстетических и физкультурно-оздоровительных творческих конкурсах. К сожалению, в  ходе сравнения  не просматривается четкая система реализации выбранных направлений, как приоритетных. Недостаточно реализуются духовно-нравственное, гражданско-правовое направления, работа с органами ученического самоуправления, экологическое и трудовое (профориентационное) направления.

 

Рейтинг приоритетности выбора направлений воспитания в ОУ

 

 

Недостаточность целенаправленной планомерной работы в данном направлении связана с недооцениваем роли программ воспитания в образовательных учреждениях.

 

В школах сегодня разработано 28 программ воспитания, из них преимущественно  созданы программы в рамках городской программы «Здоровая школа» (10) и программ патриотической направленности (8). На слайде представлено процентное соотношение программ по направлениям деятельности. Программы есть, но в разном соотношении в разных школах. А самое главное, какие это программы по содержанию, в какую систему деятельности они включаются, обеспечивают ли они надлежащее качество и эффективность воспитания? Учреждения ДОД только разрабатывают программы воспитания. С целью ознакомления требований к написанию программ, анализа действующих в учреждениях программ в плане ГОРУНО и МУЦРО на 2013-14 учебный год запланирован обучающий городской семинар «Программа воспитательной деятельности образовательного учреждения».

 

Все согласятся, что развитие правового образования позволяет решить важнейшую задачу модернизации образования – формирование правового сознания и правовой культуры школьников. Но сегодня правовое воспитание ведется в наших школах с определенной долей стихийности, не учитываются знания, полученные детьми на уроках по специальным предметам обществоведческого цикла. В прошедшем году школы формально отнеслись к проведению  школьного этапа городского конкурса «Права человека – глазами ребенка», сократилось количество участников его городского этапа, среди участников мало старшеклассников, их работы не отличаются своим видением проблемы, оригинальностью суждений. Слабо работают в данном направлении Уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, хотя, количество рассмотренных ими обращений практически осталось на уровне прошлого года с небольшим увеличением количества обращений от учителей

 

Количество рассмотренных обращений Уполномоченными по защите прав участников образовательного процесса в ОУ

 

Рассмотрено обращений

2010-11

2011-12

2012-13

Всего

102

227

234

в том числе:

- от учащихся

 

28

 

67

 

68

- от педагогов

54

91

96

- от родителей

20

69

70

 

Подготовка и проведение предстоящих выборов Уполномоченных, чей срок деятельности исчерпан (выбираются на 4 года), могут и должны стать интересным и полезным опытом политко-правовой деятельности несовершеннолетних. Школа, как известно, является реально действующей моделью гражданского общества. Один из важнейших принципов так называемого «внутришкольного законодательства» – то, что законы не могут писаться только для детей, они действуют для всех: и для детей, и взрослых. Важно научить детей пользоваться ими при возникновении конфликтов. Опыт разрешения конфликтов правовым путем на основе тех норм, которые коллектив создал сам, бесценен для ребенка.

 

Сфера деятельности органов ученического самоуправления

 

1.

Традиционные праздники, коллективные досуговые мероприятия

2.

Оформление общешкольной газеты

3.

Дежурство по школе, рейды посещаемости

4.

Шефство над младшими

5.

Забота о старших

6.

Планирование

7.

Рейтинг общественной активности классов

 

Сегодня в деятельности органов ученического самоуправления, созданных в наших школах, проявляются проблемы участия в их работе одних и тех же детей, нарушение принципа сменяемости; в ряде  школ имеется незавершенность системы самоуправления в связи с отсутствием развитого  классного или школьного уровня; жаль, что в рейтинге мероприятий, характеризующих сферу деятельности органов самоуправления, первое место занимают досуговые мероприятия (направленные на себя).

 

Известный ученый, директор школы № 825 В.А. Караковский определил формулу успеха в воспитании вообще и гражданской идентичности в частности такими словами:

Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека,

Без Человека – нет Народа!

 

Согласно опросу подростков, учителей, родителей, проведенному в школах Дубны 2013 году в рамках мониторинга по программе «Здоровая школа» самыми значимыми жизненными ценностями у большинства участников образовательного процесса являются «здоровье», «семья», «образование».

 

Какие ценности для Вас являются наиболее важными?

( по материалам мониторинга 2013 г. в рамках программы «Здоровая школа»)

 

№ п/п

Учащиеся 5-11 классов

Педагоги

Родители

1.

Здоровье

Здоровье

Здоровье

2.

Знания и умения

Семья

Семья

3.

Семья

Образование

Деньги

4.

Друзья

Деньги

Образование

5.

Любимая работа

Внешность

Свобода

6.

Деньги

Любимая работа

Любимая работа

7.

Самостоятельность

Общение

Общение

 

Обеспечение комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни детей и подростков  - еще одно важное направление Стратегий действий в интересах детей. К сожалению, работа по программам «Здоровая школа» ведется пока малоэффективно. Качественные показатели здоровья детей по школам не имеют тенденцию к сокращению заболеваемости. Напротив, растет доля детей с нарушением зрения и, особенно, с заболеваниями центральной нервной системы.

 

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Московской области в Дубне наблюдается заметная тенденция к росту уровней общей заболеваемости злокачественными новообразованиями. Уровень заболеваемости по отдельным локализациям, таких как «полость рта и глотки» является стабильно высоким и значительно превышает среднеобластные показатели. Фактором риска данного заболевания является табакокурение. Необходимо проводить в наших образовательных учреждениях регулярную работу по профилактике табакокурения в течение всего года, а не разовой кампании к определенной дате.

 

Как твои одноклассники относятся к курению? (%)

( по материалам мониторинга 2013 г. в рамках программы «Здоровая школа»)

 

Учащиеся

 1-4 классов

 

Учащиеся

 5-11 классов

56

Осуждают

41

 

Вполне нормально

9

1

Одобряют

3

18

Все равно

16

 

Завидуют

1

 

Затрудняюсь ответить

10

 

Тем более, что в ходе городского мониторинга отношения к своему здоровью 19% учеников 1-4 классов высказали свое равнодушие к данной вредной привычке, а у 39% учеников 5-11 классов не сформировано негативное отношение к курению, а это значит, рано или поздно они пополнят ряды курильщиков у школ и станут группой риска на употребление опасных для жизни веществ.

 

Здоровье - синтетический индикатор качества жизни, развития. При этом в соответствии с представлением ВОЗ категория здоровья включает в себя категории физического, психического, духовного и социального здоровья. Социально-психологическое самочувствие включает в себя оценку удовлетворенности.

 

С каким настроением обычно ребенок идет в школу?

( по материалам мониторинга 2013 г. в рамках программы «Здоровая школа»)

 

Учащиеся 5-11 классов

 

Родители

50

с радостью и интересом

46

35

по необходимости

14

17

не хочу идти в школу

5

 

затрудняюсь ответить

5

 

На вопрос мониторинга «С каким настроением обычно ты (ребенок) идешь в школу» 52% подростков 5-11 классов и 24% родителей признают отсутствие мотивации детей на учебу, а порой категорический отказ посещать образовательное учреждение. Здесь важно не затягивая ситуацию разобраться в причинах такого поведения и в школе и дома и принять меры к изменению ситуации.

 

Деятельность ОУ по формированию у обучающихся мотивации на здоровое питание

 

2012-2013

Количество ОУ

 

Получили УМК программы «Разговор о правильном питании» (1-6 классы)

17

54% учащихся

Участвуют в реализации программы «Разговор о правильном питании» (1-6 классы)

11

36% учащихся

Участвуют в городском конкурсе «Разговор о правильном питании»

9

№3,4,6, 7, 9, 10, 11, «Дубна», ЦДТ

Охвачено горячим питанием в ОУ 

13

49,5% учащихся

Приняты программы ОУ по совершенствованию организации питания в рамках городской программы на 2012-2014 годы

6

№ 6, 7, 8, 9, 11, «Дубна»

 

Всего 6333 рабочих тетрадей по программе «Разговор о правильном питании» получено ОУ с 2010 по 2012 годы

 

Сегодня у нас недостаточно ведется работа по формированию культуры здорового питания детей и обеспечению качества режима питания как залога здоровья ребенка. При достаточном обеспечении всех школ учебно-методическими комплектами профилактической программы «Разговор о правильном питании, изучают программу всего36 % обучающихся 1-6 классов. В городском конкурсе в рамках программы принимают участие далеко не все школы и учреждения дополнительного образования детей. Всего лишь 6 учреждений разработали свои программы по совершенствованию организации питания на основании городской. Не удивительно, что доля учащихся, охваченных горячим питанием в ОУ, не увеличивается по сравнению с прошлым годом и составляет 49,5%.

 

В ходе проведенных Дней профилактики в 2012-13 учебном году только два учреждения (гимназия № 3 и лицей «Дубна») приглашали врачей для проведения просветительской работы с детьми; в школах № 2, 4, 10 с учащимися беседовали медицинские сестры. Согласно данным, приведенным в анализах воспитательной работы школ, за весь учебный год только на одном родительском собрании, в школе  № 10, выступала врач, представитель центра здоровья детей. В наступающем учебном году необходимо планомерно проводить работу по медицинскому просвещению участников образовательного процесса.

 

Еще одной ключевой проблемой детства является сохранение такого значимого для ребенка социального института, как семья. Изучение семьи, ее воспитательного потенциала (и обязательно жилищно-бытовые условия), организация совместной деятельности детей и родителей, трансляция и пропаганда положительного опыта воспитания, осуществление психологической помощи – важные шаги организации и развития сотрудничества  школы и семьи.

 

Дети из семей «группы риска (%)

 

Семьи обучающихся

2010

2011

2012

Из многодетных семей

9

11

12

Их них неблагополучных

5

7,7

7,2

Из малообеспеченных семей

10

11

11,5

Из неполных семей

22

25

23

Из семей, где родители длительно отсутствуют

2

3

2

Из семей СОП

1,3

1,2

1,4

 

Приведенные сведения из социально-педагогической  характеристики контингента школ в 2012-13 учебном году демонстрируют опасные тенденции: увеличение доли неблагополучных из числа многодетных. Свыше 20% учащихся живут в неполных семьях, 11% - в малообеспеченных. За последнее десятилетие появились семьи, где родители длительно отсутствуют, имеется тенденция к повышению доли детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

 

В процессе проводимого мониторинга учащихся и родителей спросили к кому они обращаются за помощью в затруднительных ситуациях. Если большее количество детей обращаются за помощью, прежде всего к родителям, друзьям, учителям, то всего мизерная доля родителей выносит свои проблемы за пределы семьи, большинство же решать возникающие проблемы внутри семьи, «не внося сор из избы». А ведь это создает опасность развития проблемы, особенно в случае с социальным неблагополучием.

 

К кому обычно обращаетесь за помощью в затруднительных ситуациях? (%)

 

Учащиеся 5-11 классов

 

Родители

37

к родителям

(внутри семьи)

5

21

к учителям

0,07

30

к друзьям, знакомым

0

8

к школьному психологу

0,07

4

к специалистам вне ОУ

0,07

 

С целью повышения педагогической культуры родителей необходимо систематизировать работу лекториев, общешкольных и классных тематических родительских собраний, активнее использовать индивидуальные формы работы с родителями. Всего за период 2012-13 учебного года в ОУ города проведено 81 собрание и 13 заседаний лекториев, большинство из которых были посвящены проблемам взросления детей, профилактики их асоциального поведения. Особо обращаю Ваше внимание на раннее выявление и сопровождение кризисных семей.

 

Проблемные показатели профилактики (%)

 

 

2009-10

2010-11

2011-12

2012-13

Охват консультационной деятельностью учащихся педагогами-психологами

24

14

12

11

Посещено семей

11

7

5

6

Отправлено информаций

в КДНиЗП

51

23

21

27

 

Остается низким охват консультационной деятельностью учащихся педагогами-психологами. Редко педагогами используется такая профилактическая мера, как посещение несовершеннолетних на дому. Не всегда своевременно учреждение информирует о выявленной ситуации КДНиЗП.

 

В предстоящем учебном году планируется проведение ряда последовательных мероприятий по работе с родителями (городская конференция родительского актива, межведомственная конференция в рамках выполнения Стратегий, занятия родительского лектория с участием педагогов-психологов школ,  субъектов профилактики города). Хотелось бы, чтобы школы тоже активизировали работу с родителями: использовали  в системе уже известные, проверенные формы работы и искали новые, отвечающие особенностям современной жизни. Главными инициаторами этой работы должны стать классные руководители.

 

Для успешности психолого-педагогического сопровождения ученика, развитие ребенка для педагога должно быть ценностью. Если все, что он делает, он рассматривает сквозь призму задач развития ребенка, он много может достичь. Это особое профессиональное мировоззрение, в центре которого – забота о развивающейся личности.

 

            В этой связи Миссия дополнительного образования состоит в  максимальном привлечении школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Решая данную проблему, необходимо помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться и занять свое место в социуме.

 

Количественный состав обучающихся в учреждениях  дополнительного образования детей ГОРУНО (чел.)

 

 

2010-2011

2011-2012

2012- 2013

Количество детей в УДОД

3810

2845

2915

%

73%

55,6%

56%

ГР

27

31

27

ОВЗ

1%

2,1%

1,7%

 

Динамика занятости обучающихся школ города в учреждениях дополнительного образования показывает снижение доли охвата обучающихся педагогической занятостью. В большей степени это связано с ведением в учреждениях персонифицированных электронных банков данных обучающихся, что позволило упорядочить учет, с серьезной работой, администрации и педагогов учреждений по посещаемости занятий. В предстоящем учебном году нам необходимо создать единый банк детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, как подведомственных ГОРУНО, так и других ведомств.

 

В ближайшие три года Министерство образования РФ намерено в полтора раза увеличить охват детей услугами дополнительного образования, как в школе, так и во внешкольном секторе, к 2018 году планируется долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы увеличить до 70-75,  в том числе не менее 50% - на бесплатной основе. Такие цифры должны быть достигнуты в результате специальных мер по развитию системы дополнительного образования детей, направленных на обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования.

 

Сейчас запущены для обсуждения два проекта «Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020 года» и «Межведомственной программы развития дополнительного образования в РФ до 2020 года».

 

Одна из задач, стоящих перед дополнительным образованием связана с обеспечением  гарантий его доступности для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В наших учреждениях сократилось количество детей «группы риска» с 31% в 2012 году до 27%  в 2013 году. Дети с ограниченными возможностями здоровья привлекаются в творческие объединения пока недостаточно мало. Необходимо ставить задачу расширения охвата детей из социально-незащищенных групп, взаимодействуя с общеобразовательными учреждениями, с органами и учреждениями субъектов профилактики города.

 

            Хотелось бы отметить, что детский оздоровительный лагерь «Сосновый бор» ежегодно принимает детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социально-педагогической поддержке. Так, летом 2013 года в лагере отдохнуло 603 несовершеннолетних, 36 из них – по льготным путевкам.

 

В учреждениях дополнительного образования ГОРУНО развивается единая система по изучению запросов и потребностей в организации дополнительного образования. В этом году обучающиеся и их родители вновь приняли участие в мониторинге по изучению уровня удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми учреждениями дополнительного образования. Так, результаты анализа  показали, что если в предыдущие годы родители ориентировали своих детей на получение знаний, то сегодняшние родители хотят, чтобы их дети «росли здоровыми», «развивались творчески», «находили занятия для души», «учились общаться с другими». Таким образом, современный социальный запрос общества в лице родителей делает поправку на человеческие ценности и в дополнительном  образовании.

 

Возрастные характеристики обучающихся

в учреждениях  дополнительного образования детей ГОРУНО (чел.)

 

 

Дошкольники

7-10 лет

11-15 лет

16-18 лет

2011-2012

180

1030

1141

492

2012-2013

108

1092

1255

460

 

Активистами системы дополнительного образования являются в основном дети младших и средних классов, в возрасте до 14-15 лет. Как привлечь в эту сеть мотивированных старшеклассников? – проблема, ждущая решения. Одним из путей решения является разработка программ согласно требованиям времени,  с учетом ФГОС

 

Направленность программ

2011-2012

2012-2013

Научно-техническая

18

21

Спортивно-техническая

7

6

Художественно-эстетическая

38

40

Военно-патриотическая

7

5

Социально-педагогическая

10

11

Культурологическая

3

2

Физкультурно-спортивная

9

9

Туристско-краеведческой

8

11

Эколого-биологическая

6

6

Всего:

111

111

 

Согласно приведенным данным сегодня в наших учреждениях ДОД больше всего дополнительных образовательных программ разработано в по художественно-эстетической, научно-технической и социально-педагогической направленностям. Сегодня были бы больше востребованы программы военно-спортивной и той же социально-педагогической направленности.

 

В предстоящем году пройдет Городская конференция для педагогов дополнительного образования «Актуальные проблемы дополнительного образования детей в современных условиях». А в ближайшее время, сентябре 2013 года, УДОД планируют мероприятия в рамках Дней дополнительного образования детей.

 

Задача повышения социального статуса и профессионального совершенствования педагогических работников стоит не только перед работниками системы дополнительного образования детей, но и всеми педагогами, осуществляющими функции воспитания и социализации детей, особенно классных руководителей. Особую роль в данном направлении играют конкурсы педагогического мастерства в сфере воспитания. Сегодня мы еще раз благодарим победителей муниципальных и областных конкурсов педагогического мастерства в сфере воспитания, прошедших в 2012-2013 учебном году.

 

Сегодня российская образовательная система, в том числе и воспитание, находятся в состоянии перемен. Они всегда проходят трудно, но они необходимы. Преодолеть трудности можно, сохранив в своей душе три оберега: веру, мечту, творчество.

 

Мечтайте, верьте, творите в новом учебном году!

 

 

Сушенцова Г.В. заместитель начальника

Управления народного образования

выступление на городской педагогической конференции

23.08.2013, ДК «Октябрь»

 

Воспитание и молодежная политика

(содержание раздела)

 

Социализация детей

 

Социально- педагогическая поддержка

 

Роль образовательных организаций в решении актуальных проблем воспитания несовершеннолетних

 

VIII Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый взгляд»

 

Отчеты о мероприятиях

 

Реестр образовательных программ учреждений дополнительного образования подведомственных ГОРУНО на 2014-2015 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Официальный информационный ресурс Управления народного образования Администрации г. Дубны

© 2013 Управление народного образования Администрации г. Дубны Московской области

 

  Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика